ПОСМОТРИТЕ НА ЭТУ ВЕРЕНИЦУ КОШЕК. ОНИ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ ЛИШЬ ОДНО – У НИХ НЕТ ХОЗЯИНА. ВОЗЬМИТЕ КОШКУ ДОМОЙ!

КОШКИ В ЯПОНСКОМ ИСКУССТВЕ

Традиционная японская графика

1. Кошки в Японии

Кошки были завезены в Японию из Китая в 6-ом веке для защиты от крыс и мышей священных буддийских свитков. Согласно другим источникам, кошек завезли в Японию в 10 веке – китайские послы подарили 5 кошек японскому императору. Такой подарок считался очень ценным. Каждая кошка получила имя и титул придворного. Когда одна из кошек родила котят, император дал каждому котёнку имя и титул, приставил к каждому котёнку целый штат придворных, а своим детям вменил в обязанность руководить воспитанием и выращиванием котят.

Одной из основных отраслей экономики в средневековой Японии было производство шёлка. В 1602 году из-за нашествия мышей страна стала терять популяцию шелковичных червей – мыши поедали их коконы. Указом императора все кошки были выпущены из дворца для борьбы с грызунами. Так кошки перестали быть привилегией императора. Вскоре они населили дома простых японцев. При этом почтительное отношение к кошкам сохранялось: их нельзя было продавать и покупать, причинение вреда кошке считалось преступлением.

Именно тогда возникла традиция одевать кошкам ошейники. Люди побогаче вешали на шею своим любимицам цветы красной японской камелии Хичиримэн, редкого и дорогого растения в то время. Часто на ошейник кошке вешали бубенчик, чтобы по его звуку можно было легко найти кошку. Люди победнее ограничивались полоской шёлка ярко-красного цвета.

2. Кошки в Японском фольклоре

Бакэнэко – чудище в кошачьем обличье из японского фольклора, одно из трёх наиболее популярных животных-оборотней в Японии. Другими двумя выступают кицунэ (лисы) и тануки (енотовидные собаки). Бакэ означает "превращаться", нэко – "кот". Кошки превращаются в бакэнэко несколькими путями: 1) по достижении возраста 10-13 лет, 2) если вырастут очень большими, 3) если имеют длинный хвост.

Последнее поверье связано с тем, что аборигенные японские кошки короткохвосты. Именно от них пошла порода японский бобтейл. В то же время на Японских островах обитает несколько видов диких кошек, и хвосты у них нормальной длинны. Видимо в связи с этим, в сознании японцев отложилось, что если кошка короткохвоста, то она ручная, а если длиннохвоста, то – дикая.

Кошка-оборотень с раздвоенным хвостом называется нэкомата. Иногда хвост котенку купировали, считалось, что это предохранит его от раздвоения хвоста и он не станет демоном.

Согласно японскому фольклору, бакэнэко может изрыгать призрачные огненные шары, ходить на задних лапах; она может съесть своего хозяина и принять его облик. Также считалось, что если такая кошка перепрыгнет через свежий труп, то она оживит его. Как и кицунэ, бакэнэко чаще всего принимают женский облик. Это дух погибшей женщины, принявший кошачий облик, чтобы отомстить мужу, по вине которого она погибла, или иному обидчику. Но бакэнэко могут и выглядеть как кошки, но носить человеческую одежду и говорить человеческим языком. Нэкоматы способны своим двойным хвостом оживлять недавно умерших людей, превращать их в зомби, выполняющих свои приказы, и пить кровь у живых людей. Нэкоматы не превращаются в людей, это просто крупные кошки с раздвоенным хвостом.

Одним из признаков того, что кошка превращается в бакэнэко, считалась привычка кошек пить ламповое масло, которое делали из рыбьего жира. Это поверье, в общем-то, объяснимо: оказавшись в непосредственной близости от лампы, кошка отбрасывала огромную зловещую тень, напоминавшую скорее дикое чудовище, а не мягкого домашнего зверька. А попытки снять кошку с лампы наверняка приводили к кровавым потасовкам)))

Кошки в Японии вообще считались существами загадочными и мистическими. Убить кошку считалось очень плохой приметой, за это полагалось 7 последовательных неудачных реинкарнаций.

Другой демон в кошачьем обличье – каса. Он спускался с небес и вселялся в кошку умершего, чтобы утащить тело умершего до похорон. Из-за этого, если человек умирал, его кошек запирали подальше от места, где лежало тело.

В наши дни богатый японский фольклор на тему бакэнэко и нэкомата породил многочисленные манга (комиксы) и анимэ с этими героями.

3. Изобразительное искусство Японии


Сода Кохо (1875-1925)

Вместе с буддизмом в Японию пришла и китайская живопись (канга). В 11-12 вв. китайский стиль живописи (кара-э) начинает уступать место самобытному японскому стилю ямато-э. В это же время появляется новая форма изображения – раскрашенные горизонтальные свитки (эмакимоно), длина которых иногда превышала десять метров. Они иллюстрировали литературные произведения, объединяя рисунки и текст. Расцвет ямато-э наступил в 12-14 веках, появилось много произведений чисто светской живописи, включая портретную.

В течение 14-15 вв. ямато-э постепенно угасает и уступает место новому стилю – монохромной живописи тушью суми-э. Эта техника была заимствована из Китая и культивировалась в крупных дзэнских монастырях Камакура и Киото. Суми-э – соединение двух японских слов, которые в переводе означают "тушь" (суми) и "картина, изображение" (э). Появляется и расцветает и новый жанр – сансуйга – пейзажная живопись. Он становится одним из трёх основных японских жанров, наряду с дзимбуцуга (портретная и жанровая живопись) и катега (картины цветов и птиц).

Новый стиль живописи тушью возникает в 15 веке: появляется школа Кано. Школа была основана художником Кано Масанобу (1434-1530) и его сыном Кано Мотонобу (1476–1559). Художники школы Кано рисовали пейзажи и животных. Это живопись большого формата – художники расписывали раздвижные двери и стены.

В конце 17 в. в Японии появилась цветная гравюра на дереве и сложился новый стиль укиё-э, что в переводе означает "картины бренного мира". Существовало несколько жанров гравюры укиё-э – бидзин-га (изображение красавиц, в основном гейш), якуся-э (портреты актёров театра кабуки), шунга (эротические картинки), муся-э (изображения самураев), фукэй-га (пейзаж) и катё-га – цветы и птицы. Укиё-э был основным стилем в эпоху Эдо (1603-1868) (Эдо – это старое название Токио).

Конец эпохи Эдо отмечен эклектикой живописных стилей. Все заметней становилось влияние европейской живописи.

Первое японское изображение кошки относится к 12 веку. Его автор – Тоба но Содзё (1053-1140 гг.). Это часть серии свитков, которая называется Тёдзюгига. Художник изобразил трёх полосатых кошек, которые играют с другими животными: лягушками, лисами и кроликами.

***

Утагава (японск. "Река песен") – школа классической японской гравюры на дереве конца 18 – середины 19 в. Развивалась в рамках национальной школы укиё-э. Основана японским художником Тойохару (1735–1814), принявшим имя Утагава. Учеником Тойохару Утагава был рисовальщик и гравёр Утагава Тойокуни (1769–1825). Зять и последователь Тойокуни – Тойокуни Второй (1777–1835). Его настоящее имя Тойошиге, но после кончины учителя Тойокуни Первого он взял себе его имя – это была обычная практика в те времена. К школе Утагава причисляют также рисовальщика и гравёра Утагава Куниёси (1797–1861). В 1850-х гг. Куниёси возглавлял большую мастерскую, в которой работали его дочь (женщина-гравёр – редкий случай для Японии того времени) и многочисленные ученики. Знаменитый художник школы укиё-э Андо Хиросигэ (1797–1858) иногда выступал под именем Утагава, подчеркивая принадлежность к этой школе.
По материалам: Яндекс.Словари › Словарь изобразительного искусства, 2004-2009

Утагава Куниёси (1798-1861)

Настоящее имя Игуса Ёсисабуро. Родился Куниёси в Эдо в семье красильщика шёлка. В 15 лет стал учеником Тойокуни. Первые самостоятельные произведения Куниёси – иллюстрации к романам – большого успеха не имели. Художник перебивался случайными заработками. В 29 лет он прославился серией гравюр, иллюстрирующих китайский роман "Суйкодэн". С тех пор жанр муся-э – историко-героической гравюры – становится главным для художника. Рисовал он также чудовищ, красавиц бидзин-га, актёров театра кабуки, жанровые сценки, пейзажи, животных. Дважды карикатуры Куниёси, отражавшие его политические взгляды, становились причиной конфликтов с властями. В 40-е гг. Куниёси в соавторстве с другими знаменитыми художниками выпустил несколько серий серий гравюр. Например, "53 станции дороги Токайдо", выполнены вместе с Утагавой Кунисада и Андо Хиросигэ.

В 1842 году власти провели так называемые "реформы Тэмпо". Художникам укиё-э отныне было запрещено изображать сцены из спектаклей, актёров, гейш и куртизанок. Куниёси переключился на домохозяек и детей, национальных героев (серия Традиции, мораль и благочиние), а также создал знаменитую "кошачью" серию. Постепенно запреты смягчились, и к концу 1840-х – началу 1850-х годов художник возвращается к теме кабуки.

1840-1850-е гг. – время расцвета творчества Куниёси. За 10 лет он создает 11 серий гравюр по 40-50 листов в каждой и около 50 серий меньшего объёма. Куниёси считается ведущим художником позднего периода эдо.

Кошки в произведениях Куниёси встречаются, но довольно редко. Из животных можно также встретить тигров, рыб, драконов, осьминогов. Но главные персонажи всё же – люди.


Автопортрет
Кошки в виде букв
     

Кошки, изображающие 53 станции древней дороги Токайдо, соединявшей Киото и Эдо. Путь был пешим, на станциях можно было отдохнуть.

Обратите внимание на хвосты! Мутация, обеспечивающая короткохвостость, произошла на Японских островах несколько веков назад. Япония долгое время была закрытой страной, кошки с материка туда не попадали. К началу 20 века короткохвостые кошки составляли значительную часть популяции. Даже теперь путешественники отмечают, что на улицах встречаются в основном бесхвостые кошки. Правда, в 20 веке было завезено и множество кошек с нормальным хвостом.

Изолированностью Японии объясняется и доминирование в популяции определённых окрасов: ген белой пятнистости встречается у подавляющего большинства кошек. Солидная окраска встречалась относительно редко. Белые коты считались символом чистоты. Чёрные – способными прогнать злых духов, рыжие ("золотые") привлекающими богатство. Уже тогда было известно, что трёхцветными могут быть только кошки. Коты с такой расцветкой – большая редкость. Трёхцветные коты, так называемые "микэ" (三毛), считались талисманом удачи и представляли огромную ценность.

Это веера.
     

Утагава Кунисада (1786-1865)

Утагава Кунисада родился в Эдо и прожил там всю жизнь. Учился у Тойокуни, после смерти учителя взял имя Кунисада, которое есть производное от имени ТойоКуни. В конце жизни взял имя Утагава Тококуни.

Как и все художники школы Утагава, рисовал актеров театра Кабуки (этот жанр гравюры называется якутса-э) и красавиц-гейш (бидзин-га). В 1842 г. власти ввели запрет на традиционное искусство жанра бидзин-га и на некоторые другие "легкомысленные" жанры. Первая самостоятельная гравюра была опубликована в 1807 году. Всего Кунисада создал более 20 тыс. гравюр.



Слева, вторая гравюра: кошка ворует рыбу.

Другие художники, изображавшие кошек

Саваки Суси (1707-1772)

художник, прославившийся изображениями всяческих чудовищ.

Китагава Утамаро (1753-1806)

один из величайших мастеров гравюры на дереве укиё-э. Был очень популярен в Европе в середине 19 века. Настоящее имя Китагава Ичитаро. О жизни художника известно немногое. Был учеником, а возможно, и сыном художника Ториямы Секьена, последователя школы Кано. Позже обратился к укиё-э. В середине 1780-х стал жить вместе с молодым издателем Цутая Юзабуро. В этот период он много занимался книжной иллюстрацией. В 1790-х годах Китагава начал создавать поясные портреты женщин (художники укиё-э обычно рисовали людей в полный рост). Он также рисовал животных, пейзажи и шунга – эротические сценки. В 1804 г. опубликовал иллюстрации к запрещённой книге и подвергся гонениям. Эта история подорвала его здоровье и испортила карьеру. Через 2 года он умер.

Утагава Хиросигэ (1797-1858)

художник-график школы Утагава. Происходил из знатного рода, в детстве лишился родителей. В 13 лет стал начальником пожарной охраны замка Идо и оставался на этом посту 14 лет. В свободное от службы время Хиросигэ много рисовал. Позже хобби стало профессией. За свою жизнь Хиросигэ создал не менее 5400 гравюр. Наиболее известный циклы – "100 видов Эдо" (1832) и "53 станции Токайдо" (1833–1834). Работы Хиросигэ оказали большое влияние на французских импрессионистов.

Утагава Ёсифудзи (1828-1887)

ученик Утагавы Куниёси. Префикс "Ёси" и обозначает принадлежность к школе Куниёси.

Тойохара Куничика (1835-1900)

ученик Утагавы Кунисады. Настоящее имя О-шима Ясохачи. Когда отец потерял свой бизнес, мальчик взял фамилию матери и стал Аракава Ясохачи. В 11 лет стал делать традиционные японские абажуры на продажу, в 12 стал рисовать иллюстрации для магазинчика своего старшего брата. Примерно в это же время он стал учиться у Кунисады. В 1860-е годы он считался одним из ведущих художников укиё-э. У него было много учеников. Куничика был несколько раз женат, имел нескольких внебрачных детей, часто посещал гейш и злоупотреблял алкоголем. Он был вечно в долгах, одевался неряшливо.

Тойохара Чиканобу (1838-1912)

Настоящее имя Хашимото Наоёши. Использовал псевдоним Ёсю Чиканобу. Принадлежал к клану Сакакибара, проживавшему в провинции Эчиго. Сражался в межклановых войнах. Изучал живопись школы Кано, но позже переключился на укиё-э, стал учеником Куниёси. С 1875 г. стал зарабатывать на жизнь как художник. Рисовал сцены из японской мифологии, актёров кабуки, батальные сцены, красавиц бидзинга.

Цукиока Ёситоси (Тайсо Ёситоси) (1839-1892)

последний великий мастер укиё-э, японской гравюры на дереве. Настоящее имя Овария Ёнедзиро. Родился в Эдо, в семье богатого торговца, который впоследствии стал самураем. С 11 лет учился у Куниёши. В 1860-е годы создаёт серию кровавых батальных сцен, которая имела успех у покупателей, а также серию "28 знаменитых убийц". Позже он обращается к японскому фольклору. В начале 1870-х заказов стало очень мало, художник жил в нищете. Потом удача вновь улыбнулась ему. С тех пор он начал подписываться Тайсо Ёситоси (тайсо значит "возрождение"). Однако денег по-прежнему не хватало. В 1876 г. его подруга Окото продала себя в бордель, чтобы помочь ему финансово. В 1880 г. Ёситоси женился на бывшей гейше с двумя детьми. В конце жизни страдал психическим расстройством.

Кёсай Каванабе (1831-1889)

сын самурая, учился у Утагавы Куниёши и мастеров школы Кано. В период революции 1867 г. стал карикатуристом – первым японским политическим карикатуристом, – несколько раз подвергался аресту.

Хироаки Такахаси (1871-1945)

Родился в Токио. Настоящее имя Такахаси Кацутаро, в течение жизни использовал несколько имён: Сотей, Хироаки, Комей. Учился традиционной японской живописи нихонга у своего дяди. Такахаси рисовал в основном пейзажи в стиле шин ханга. Когда Такахаси было 52 года, пожар, начавшийся после землетрясения, уничтожил все 500 гравюр, созданных художником. Летом 1945 года он поехал навестить дочь в Хиросиме. Больше его никто не видел.

Торахи Ишикава

В начале 1900-х посетил Европу и Америку. Выставлялся в Сан-Франциско в 1915 г. В 1950 г. получил Императорскую премию Японской Академии искусств. Ниже приводятся гравюры из серии "Десять обнажённых женщин" 1934.


Утагава Хорисигэ

Утагава Ёсифудзи

Утагава Ёсифудзи

Тойохара Чиканобу

Тойохара Чиканобу

Тойохара Чиканобу

Тойохара Куничика

Тойохара Куничика

Тойохара Куничика

Китагава Утамаро

Цукиока Ёситоси

Цукиока Ёситоси

Цукиока Ёситоси

Хироаки Такахаси

Хироаки Такахаси

Саваки Суси. Некомата, играющая на сямисене (японской лютне). Круглую часть инструмента обтягивали шкурой кошки.

Саваки Суси. Некомата

Хисида Сунсо (Мьёхи)


Кёсай Каванабе


Кёсай Каванабе

Хироаки Такахаси

Хироаки Такахаси

Утагава Кунимаса

Кёсай Каванабе


Кёсай Каванабе

Кёсай Каванабе

Кёсай Каванабе

Торахи Ишикава

Торахи Ишикава

Торахи Ишикава

Торахи Ишикава

Японский фарфор 20-го века

Кутани – это стиль японского фарфора. Его основателем является Гото Сайдзиро, который в 1655 г. построил печь для обжига глины в деревушке Кутани (сейчас эта деревушка вошла в город Кага). Отличительной чертой фарфора Кутани являются яркие цвета – зелёный, синий, жёлтый, пурпурный – и сплошной узор, покрывающий всю поверхность изделия. Всего существует 6 стилей росписи.

На многих фигурках кошек можно видеть сузу – колокольчик. Такие колокольчики находятся в синтоистских храмах – прежде, чем обратиться к богу, надо позвонить в колокольчик, чтобы привлечь его внимание. Считается также, что это отгонит злых духов и поможет человеку очиститься. Колокольчики используются также в качестве талисманов. Их вешают на ключницы, зеркало заднего обзора в салонах автомобилей и т.д.

Спящие кошки – это тоже своего рода символ. Японию долгие годы раздирали внутренние войны, пока в 1603 г. к власти не пришёл Токугава Иэясу. На 260 лет в Японии установился мир. Токугава Иэясу завещал похоронить себя в синтоистском храме Никко. Его могилу украсило изображение спящего кота – символ мира и спокойствия.

Манэки-нэко

Манэки-нэко (буквально "Приглашающий кот", "Зовущий кот"; талисман счастья, богатства, удачи) – небольшие статуэтки котов с поднятой передней лапой. В Японии это подзывающий жест: движение похоже на европейское "пока-пока", но имеет обратный смысл. Специально для иностранцев в Японии выпускают котов с лапкой, повернутой тыльной стороной внутрь – такой жест им понятнее.

Сейчас такие фигурки очень популярны и в Японии, и за её пределами. Появились они относительно недавно. Обереги от мышей и крыс в виде изображений котов встречались в Японии с 10 века. В 18 веке появились талисманы удачи в виде Фигурок котов из дерева, глины или фарфора, но такая поза – на задних лапах с поднятой одной передней – появляется только во второй половине 19-го века. Поднята может быть как правая, так и левая лапа или же обе вместе. Правой лапой кот подзывает удачу в бизнесе, а левой – здоровье и благополучие в семье.

Впервые такая статуэтка-талисман упомянута в газетной заметке в сентябре 1876 года. Тогда же и появилось название "Манэки-нэко". К началу 1890-х годов вариаций манэко-нэко существовало уже невообразимое множество, они выпускались всех цветов и размеров, их делали из дерева и из глины. Практически каждый центр традиционного гончарного производства имеет свою версию кота. Общее у всех манэки-нэко только одно – поднятая одна или обе лапы. На шее у кота обычно повязана традиционная красная ленточка с бубенчиком, иногда в лапах кот держит старинную золотую монету, рю, имевшую хождение в Японии в эпоху Эдо.

Окраска кота не случайна и имеет значение: трёхцветный кот (большая редкость в природе) – особенно сильный талисман. Белый цвет символизирует чистоту и невинность. Чёрный - талисман против нечистой силы. Красный защищает от болезней и сглаза. Золотой или рыжий сулит богатство. Розовый дарует удачу в любви.

Хелло, Китти!

персонаж японской поп-культуры, маленькая белая кошечка с бантиком на ухе. Этот образ придумал в 1974 году Синтаро Цудзи, владелец фирмы игрушек Sanrio. Торговая марка Hello Kitty, зарегистрированная в 1976 году, используется в качестве бренда для многих товаров, от футболок и мягких игрушек до тостеров и антивирусов. Кошечка Китти стала главным героем одноимённого мультсериала, появляется в ролях-камео в других мультфильмах. Игрушки Hello Kitty популярны в Японии и во всём мире. Со временем у Китти появились друзья и семья, в частности, сестрёнка Мимми, у которой бантик на правом ухе, чтоб не путать с Китти. Кроме того, у неё есть домашние животные – котёнок, поросёнок и хомячок.

Макото Мурамацу (1947)

Мататаку

Эрика Ямаширо (Erika Yamashiro) (1979)

японская художница, родилась в Окинаве, училась живописи в Токио. Выставляется с 2004 г.

Токо Омори (Toko Ohmori)

японская художница, родилась в префектуре Ямагучи, детство прошло в Токио и префектуре Чиба.

Токухиро Кавай (Tokuhiro Kawai) (1971)

японский художник. Родился в Токио, закончил Токийский университет со степенью магистра искусств. В основном пишет маслом. Критики называют его сюрреалистом и мистиком.