ПОСМОТРИТЕ НА ЭТУ ВЕРЕНИЦУ КОШЕК. ОНИ ВСЕ ТАКИЕ РАЗНЫЕ, ИХ ОБЪЕДИНЯЕТ ЛИШЬ ОДНО – У НИХ НЕТ ХОЗЯИНА. ВОЗЬМИТЕ КОШКУ ДОМОЙ!

КОШКИ В ИСКУССТВЕ

Кошки в западноевропейской живописи

Кошка живёт бок о бок с человеком с незапамятных времён. Изображения кошки можно встретить и на египетских папирусах, и на древнеримских мозаиках. Но всё же главным действующим лицом картины кошка становится только к 20-му веку. В ходе истории роль кошки в жизни человека претерпевала изменения, вместе с тем менялось и отношение к кошки и, соответственно, место кошки в искусстве.

Считается, что человек приручил кошку для защиты урожая от грызунов. В Европе домашние кошки жили и во времена Древней Греции, и во времена Древнего Рима, исполняя эту функцию стражей продовольствия. Кошки жили рядом с людьми – но на задворках их жилищ и на задворках сознания. Соответственно, и в искусстве они появлялись лишь как деталь дальнего плана или фона.


Жан-Батист Перроно. Девушка с кошкой. 1746

В средние века в Европе кошка считалась животным нечистым, близким к дьяволу и тёмным силам. Отсюда пошли множество суеверий и ритуалов, связанных с кошками. Рецепты многих магических зелий включают в себя что-нибудь кошачье – шерсть, внутренности, когти. Но не смотря на тайные тёмные силы, которые витали вокруг образа кошки в те времена, окончательного разрыва отношений не получилось: кошки по-прежнему были нужны для борьбы с грызунами. Их низвергли с пьедестала почёта, им уже не поклонялись, как в древнем Египте, не совершали в их честь жертвоприношений, как в древнем Китае, но и не истребляли полностью, ибо без них люди бы оказались во власти крыс.

Перелом наступил в новое время (17-18 вв.): постепенно кошка прокралась с заднего двора на парадное крыльцо, а потом и к нам в душу, где прочно обосновалась и живёт и поныне. Первоначально кошка появляется в качестве аксессуара на портретах и натюрмортах: она ещё далеко не самый важный элемент композиции, но в то же время весьма значительная смысловая деталь. На портретах юных барышень с кошкой в руках кошка подчёркивала их мягкость, нежность и податливость. В статичные натюрморты кошка вносила действие и интригу: как правило кошка изображалась ворующей еду. Впрочем, воровство это не подлежало наказанию – оно изображалось часто с юмором и явным восхищением кошачьей сообразительностью, ловкостью и хитростью.

Художники-анималисты появились лишь в 18 веке. Чтобы животное стало центральным элементом картины, необходим коренной перелом в сознании людей – ведь на такие картины должен был возникнуть спрос. Люди должны были захотеть заказывать, покупать, вешать на стену изображения своих любимцев. И тенденция эта отражает изменившееся отношение к домашним питомцам вообще и к кошкам в частности.


Франсуа Депорт (1661 - 1743). Собака, сторожащая охотничьи трофеи.

Анимализм как жанр, возможно, эволюционировал из натюрморта, в который включались изображения животных: постепенно кошки и собаки выходят на первый план, а то, что было целью изображения в натюрморте, становится лишь фоном.

Первоначально анимализм – это низкий жанр, художники, определяющие стиль эпохи, в нём не работают. На картинах Ренуара, Дега, Гогена кошки встречаются, но где-нибудь на заднем плане, под столом, в углу. Картина пишется явно не с целью изобразить кошку. Кошка там случайный элемент, без которого, в принципе, можно обойтись.

Но спрос на картины художников-анималистов медленно, но верно рос: портреты домашних питомцев вошли в моду, их заказывали и венценосные особы, и люди среднего достатка. Создалась ситуация, когда художник, рисующий исключительно кошек, мог вполне прокормиться заказами – ситуация, ранее немыслимая: в эпоху, когда кошки выполняла роль мышеловки и только, никому бы не пришло в голову заказывать её портрет и вешать его у себя в гостиной.

Изображения кошек первоначально – неловкие и далеко не безупречные с точки зрения рисунка: умение и опыт накапливались годами, причём это коллективный процесс – художники заимствуют друг у друга удачные находки в области композиции, передачи тех или иных деталей, техники живописи. Постепенно вырабатывается ряд шаблонных приёмов, которые очень облегчают жизнь: художнику не надо заниматься изучением кошачьей анатомии и пластики с нуля, художник учится не только у натуры, но и у своих предшественников. В эпоху, когда фотоаппараты отсутствовали, и чуть позже, когда техника ещё не способна была запечатлеть быстро движущиеся объекты, художник-анималист должен был обладать превосходной зрительной памятью, хорошо знать строение тела кошки, понимать все особенности её движений.


Огюст Ренуар. Жюли Мане с кошкой. 1887

В начале 19 века, при всём стремлении художников к максимальной реалистичности, изображения кошки ещё страдают множеством изъянов. Отчасти это связано с тем, что опыт в изображении кошек ещё не накоплен, отчасти – с мастерством конкретного художника. Спустя столетие формальные задачи были уже решены, техника отточена – художники, наконец, разобрались, как выглядит кошка и научились изображать кошек с максимальной степенью достоверности. Появились шаблонные приёмы, были выработаны общепринятые и хорошо узнаваемые схемы. Долгие наблюдения помогли уловить характерные детали в облике кошки и отбросить второстепенные. Постепенно в живописи сложился узнаваемый образ кошки, и узнаваем он именно благодаря этим шаблонам и схемам, за которые цепляется глаз наблюдателя, мысленно "доделывя" рисованную кошку до живой.

В 20 веке начинается отход от реализма в изобразительном искусстве в целом, и в анималистической живописи, в частности. Появляются схематичные и абстрактные изображения кошек, но кошачью сущность они порой передают гораздо лучше картин, выполненных с фотографической точностью.

Одновременно кошка прочно утверждается в книжной иллюстрации – и тут наблюдается необыкновенное разнообразие кошачьих образов – а также на открытках, календарях, разного рода сувенирах.

Работы зарубежных художников-анималистов, специализировавшихся на кошках, можно посмотреть здесь: 19 век, 20 век, 21 век. Отдельная страница посвящена русским котохудожникам.